Что такое общедоступные персональные данные и какие виды информации к этому относятся? Понятие, признаки и виды общедоступной информации. Правовой режим доступа к открытой информации Общедоступные персональные данные

Что такое общедоступные персональные данные и какие виды информации к этому относятся? Понятие, признаки и виды общедоступной информации. Правовой режим доступа к открытой информации Общедоступные персональные данные

Наиболее часто в нормативных правовых актах информация характеризуется как: - открытая информация; - общедоступная информация; - открытая и общедоступная информация; - информация, являющаяся общественным достоянием; - информация особой социальной значимости. В связи с этим возникает вопрос о понятии и содержании приведенных терминов, а также их соотношении. Вопрос этот не праздный, от ответа на него непосредственно зависит реализация прав субъектов на доступ к информации, в связи с чем представляется целесообразным привести мнение Конституционного Суда Российской Федерации: «используемые в нормативных правовых актах, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, понятия должны иметь определенное юридическое содержание, так как неопределенность юридического содержания может привести при применении этих актов к нарушению конституционных прав граждан»261.

Из приведенных пяти характеристик информации две последние дают представление о ее значении для общества в целом, и, исходя из такой значимости, определяется ее правовой режим. Первые три характеристики показывают отсутствие секретности, запрет на отнесение информации к категории конфиденциальной или к какому-либо виду тайн и возможности доступа к ней.

Однако возникают вопросы: почему законодатель в одних случаях определяет информацию как открытую, в других - как общедоступную, в третьих - как открытую и общедоступную одновременно; имеются ли отличия в правовом режиме между открытой и общедоступной информацией и если да, то в чем они заключаются?

Легальных определений открытой информации и общедоступной информации нет, видимо, эти термины рассматриваются как общеупотребительные. Тем не менее, анализ норм, регулирующих отношения по поводу открытой информации и общедоступной информации, позволяет сделать выводы относительно содержания и соотношения этих терминов.

Одна из существующих классификаций подразделяет информацию в зависимости от возможности свободного доступа к ней на общедоступную и не общедоступную. Качество общедоступности информации характеризует ее с точки зрения круга лиц, имеющих право доступа к ней, и этот круг не может быть ограничен.К общедоступной информации, исходя из смысла термина и норм законодательных актов, доступ открыт каждому. Кроме того, доступ не только открыт каждому, но и в соответствии с законом не может быть ограничен, либо установлена обязательность обнародования информации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Правда, остается открытым вопрос о том, что такое общеизвестные сведения. Этот термин используется, в основном в процессуальном законодательстве. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, 69 АПК РФ общеизвестные обстоятельства, признанные таковыми судом или арбитражным судом, не нуждаются в доказывании. В юридической литературе общеизвестные факты определяются как факты, известные широкому кругу лиц, в том числе составу судей, рассматривающему дело. Общеизвестные факты подразделяются на всемирно известные, известные на территории Российской Федерации, локально известные264. Таким образом, понятие «общеизвестности» в процессуальном праве является относительным: общеизвестные на территории одного субъекта Федерации факты могут быть не общеизвестны на территории другого или всей остальной территории Российской Федерации.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в.отношении распространения такой информации. Вся иная информация является не общедоступной.

По критерию открытости информации она подразделяется на открытую и ограниченного доступа. Открытой является информация, доступ к которой не ограничен законодательством, а также обладателем информации. Как видим, и в данном случае речь идет о доступе, но акцент все же несколько иной. Если не общедоступная информация и информация ограниченного доступа, - практически, представляют собой один и тот же блок информации с точки зрения режима, то соотношение общедоступной и открытой информации представляется несколько иным.

Представляется, что неверно ставить знак равенства между общедоступной и открытой информацией: открытая информация - более широкое понятие, чем общедоступная. С другой стороны, режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но неиспользования информации, поэтому в законодательных актах нет смысла употреблять оба термина одновременно: «открытая и общедоступная информация», поскольку если информация общедоступная, то она, безусловно, и открытая. Но, если законодатель признает информацию только открытой, то очевидна невозможность отнесения такой информации к конфиденциальной, остальные составляющие правового режима требуют большей детализации. Дополнительные уточнения установленного режима в определенных случаях приравнивают открытую информацию к общедоступной и в таких случаях можно говорить о том, что открытая информация, так же как и общедоступная, имеет общий правовой режим информации.

Это первая часть моей статьи «О «цитировании» фотографий, открытом доступе и подмене понятий» , которая опубликована в журнале «Хозяйство и право » № 1/2017 и размещена на Закон.ру с любезного согласия редакции журнала.

Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. О содержании понятий «общедоступная информация», «доведение до всеобщего сведения», «свобода использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения» [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 28 января. URL:

В большинстве случаев, когда говорят о нахождении в «открытом доступе в Интернете », речь идет об «общедоступной информации», определенной в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации). В ч. 4 ст. 7 указанное понятие раскрыто следующим образом: «Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных».

А. Савельев в связи с этим указывает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение» .

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что упомянутый Закон рассчитан на регулирование отношений не по поводу интеллектуальной собственности, а других - возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (ч. 1 ст. 1). На это обстоятельство специально указано в ч. 2 ст. 1 Закона об информации: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

К отношениям по поводу интеллектуальной собственности подлежат применению другие нормы - нормы части четвертой ГК РФ. Для обозначения случаев размещения произведений в сети Интернет, в частности, в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ используется понятие «доведение до всеобщего сведения ». Эта форма распространения произведений объектов авторского и смежных прав в Кодексе определена как «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору».

В рамках настоящей работы нет нужды в уточнении, следует ли рассматривать доведение до всеобщего сведения как часть права на сообщение до всеобщего сведения (см. ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.; далее - ДАП) или как самостоятельное право на распространение (см. ст. 8(1), ст. 12 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.; далее - ДИФ). Это связано с тем, что в любом случае речь идет именно о реализации «интернет-правомочия» - размещении произведения в открытом доступе в сети Интернет, что предполагает совершение двух шагов: во-первых, помещение объектов «в цифровой форме в цифровой среде» и, во-вторых, доступ к этим объектам любого из пользователей сети Интернет .

Таким образом, доведение до всеобщего сведения любого произведения в сети Интернет предполагает «оцифровку» произведения (перевод в цифровую форму) и затем - публикацию его на каком-либо информационном ресурсе (в социальной сети, на сайте, на домашней или новостной странице и т.д.).

Случаи доведения произведений до всеобщего сведения следует отграничивать от использования произведений, «постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения » (ст. 1276 ГК РФ). Здесь речь о произведениях не в Интернете, а в реальном мире - это произведения изобразительного искусства (в частности, скульптуры, живописи), произведения архитектуры (здания), садово-паркового искусства и т.д., допускающие постоянное публичное обозрение и находящиеся, как правило, в открытых общественных местах со свободным бесплатным посещением. Яркий пример - музей-заповедник «Царицыно», включающий пейзажный парк, произведения архитектуры, скульптуры и т.п.

Предоставляемая законом свобода использования произведений, «постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения», - это, в частности, возможность фотографировать и распространять изображения защищаемых авторским правом объектов (в том числе посредством размещения фотографий в открытом доступе в сети Интернет). Такое дозволение в праве многих стран именуется свободой панорамы (от нем. Panoramafreiheit ) и регулируется специальными нормами, иногда довольно строгими .

Например, 7 октября 2016 года парламент Франции утвердил Закон об ограничении свободы панорамы, дозволяющий частным лицам (не организациям) фотографировать здания и скульптуры, находящиеся в местах, открытых для свободного посещения, но только для некоммерческого использования - эти положения вошли в ст. L. 122-5 Кодекса интеллектуальной собственности Франции.

К сожалению, в российском законодательстве не раскрывается, что следует понимать под «свободой использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения». Однако некоторые разъяснения по этому поводу уже даны Верховным Судом РФ. Для целей настоящей работы особенно важно отметить, что в абз. 3 п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.09.2015, прямо указано: «Сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ».

Резюмируя изложенное, надо отметить, что не слишком удачно использовать выражение «находится в открытом доступе» для правовой характеристики.

Если речь идет об использовании информации, находящейся в открытом доступе в сети Интернет, целесообразно обозначать ее как общедоступную информацию .

Если необходимость в правовой квалификации возникла применительно к вопросам, связанным с использованием интеллектуальной собственности, вероятны две ситуации.

Если состоялось распространение произведения в сети Интернет (оно размещено в Интернете в открытом доступе), речь идет о доведении до всеобщего сведения .

Если фотографировалось или иным образом репродуцировалось произведение, находящееся в открытом для посещения общественном месте с бесплатным посещением (например, в парке, на площади и т.д., а иногда и в закрытом помещении - в музее, на выставке), то подразумевается использование произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

22. Общая характеристика отношений в сфере связи и массовых коммуникаций.

Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Основополагающим законодательным актом в области правового регулирования отношений, связанных с использованием средств массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г.).

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В Законе «О средствах массовой информации» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, также как учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение из этого правила может быть предусмотрено только федеральным законом.Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации Закон определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность, в том числе уголовную.

В ряде случаев законодательство и международные договоры специально предусматривает виды информации, доступ к которой не может подвергаться ограничениям.

Так, согласно статье 30 Конвенции ООН о правах ребенка в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) не могут быть отнесены к государственной тайне следующие сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц России;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Рассматриваемые положения в полном объеме распространяются также на случаи распространения информации с использованием цифровых сетей, в том числе сети Интернет, причем вне зависимости от наличия регистрации соответствующих сетевых ресурсов в качестве СМИ или отсутствия такой регистрации.

Так, статьей 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривается, что распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица, а при использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей регламентируется положениями статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Федеральным законом (пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Некоторые положения, относящиеся к принципам использования информации в электронном виде, содержит также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.), статья 4 которого закрепляет принципы ведения государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Такие государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона. Так, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Ряд положений по вопросам реализации прав граждан на информацию закреплен действующими Указами Президента Российской Федерации.

Так, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2093 «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» и в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.) отмечается, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, государство должно стремиться к расширению реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления; создавать условия для обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В пункте 3 данного Указа предусматривается, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, выражающихся:

В доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

В систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

В осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

В создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяется, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Значительный объем нормативного материала по вопросам обеспечения права на доступ к информации разработан на региональном уровне.

В качестве примера может быть приведен, в частности, Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», утвержденный постановлением Московской городской Думы от 31 марта 2004 г. № 74.

Согласно определению цели и сферы действия Закона г. Москвы «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы» (статья 1) он направлен на обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города. К числу такой информации отнесены:

Сведения о структуре и функциях органов власти, принимаемых ими решениях и другой деятельности, осуществляемой органами власти при реализации их полномочий;

Сведения о руководителях органов власти;

Тексты правовых актов, принимаемых органами власти, включая законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, указы и распоряжения Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы.

Такая информация должна являться открытой и доступной для ознакомления (статья 3), доступ к ней может быть ограничен только в случаях, установленных законом.

Статья 2 рассматриваемого Закона содержит определение понятия официального сайта органа власти города Москвы, под которым понимается совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения. Кроме того, в статье 3 данного Закона специально предусматривается, что доступ к информации о деятельности органов власти обеспечивается, в частности, путем размещения органами власти информации о своей деятельности в Интернете, согласно статье 5 Закона органы власти города Москвы «размещают информацию о своей деятельности на своих ».

Вопросы размещения информации о деятельности органов власти города Москвы в Интернете специально урегулированы в статье 6 Закона г. Москвы «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», согласно пункту 1 которой в целях информирования граждан о своей деятельности Московская городская Дума и Правительство Москвы создают и поддерживают в Интернете и размещают на них информацию в соответствии с требованиями Закона, а также обеспечивают регулярное обновление информации на официальных сайтах.

При этом согласно пункту 2 указанной статьи к информации, обязательной для размещения на Московской городской Думы и Правительства Москвы, относятся:

Тексты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы (включая сведения о внесении в них изменений и дополнений, а также о признании их утратившими силу либо недействующими);

Сведения об органе власти, включая информацию о его структуре и функциях, почтовом и электронном адресах, а также о номере телефона, по которому предоставляется справочная информация о данном органе власти;

Сведения о депутатах Московской городской Думы и руководителях органов исполнительной власти города Москвы (фамилии, имена и отчества, краткие биографические данные, время и место приема ими граждан);

Тексты официальных заявлений и выступлений руководителей органов власти, публикуемых в средствах массовой информации;

Сведения об основных мероприятиях, организуемых органами власти;

Сведения о законопроектной деятельности органов власти, включая тексты проектов законов города Москвы, внесенных в установленном порядке в Московскую городскую Думу, планы законопроектной деятельности;

Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития отрасли (сферы управления), входящей в компетенцию органа власти, а также прогнозы развития данной отрасли (сферы управления), подготовленные органом власти;

Сведения об открытых конкурсах (тендерах, аукционах, торгах), проводимых органами власти;

Квалификационные требования к кандидатам на замещение должностей государственной службы города Москвы и порядок поступления на нее;

Формы документов, установленных для представления гражданами и организациями в органы власти и подведомственные им организации, а также инструкции по их заполнению;

Перечень информационных ресурсов органов власти.

Распоряжением Правительства Москвы 27 октября 2004 г. № 2138-РП утвержден также специальный Перечень информации об основных мероприятиях, проводимых в городе, подлежащей обязательному размещению и еженедельному обновлению на официальных сайтах префектур административных округов и управ районов г. Москвы.

Ряд положений, связанных с использованием информационных ресурсов, содержит также Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» (с изм. и доп. от 28 декабря 2005 г.).

Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» (с изм. и доп. от 10 октября 2001 г., 29 октября 2003 г., 22 декабря 2004 г., 15 июня 2005 г.) содержит специальную статью 16 «Предоставление информации в области образования», которая в целях поддержки развития системы образования органами государственной власти города Москвы предусматривает, что городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации, а также способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Распоряжением Правительства Москвы от 5 декабря 2005 г. № 2449-РП «Об обеспечении деятельности центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, созданных в 2004 году» утверждено Типовое положение о центре общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, создаваемом на базе учреждений профессионального образования г. Москвы (Приложение 2).

В Московской области действует Закон Московской области от 11 февраля 2001 г. № 21/2001-ОЗ «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании», принятый решением Московской областной Думы от 24 января 2001 г. № 9/121 (с изм. и доп. от 7 июля 2005 г.), а также Закон Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-ОЗ «Об информации и информатизации в Московской области», принятый решением Московской областной Думы от 25 февраля 1998 г. № 4/8) и Губернатора Московской области от 30 июня 1999 г. № 224-ПГ «О Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области».

Важные положения содержит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года и действующая в редакции с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.

Статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантируется свобода выражения своего мнения, включающая свободу «получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». В то же время, как подчеркивается в пункте 2 той же статьи, «осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия."

Необходимость исключения неправомерных или расширения нецелесообразных ограничений права на информацию подчеркивается в Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году, в число основных принципов которой входят, в частности, указания на то, что государствам-членам Совета Европы:

Не следует подвергать сетевой контент ограничениям, выходящим за рамки ограничений, уже существующих для других сред передачи информации;

Следует поощрять саморегулирование или совместное регулирование распространения информации в Интернете;

Запрещается превентивно фильтровать или блокировать доступ общественности к информации вне зависимости от границ, что не исключает возможности использования «семейных фильтров». Удаление или блокирования доступа к данным возможно, если установлено, что данные противозаконны.


См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев, М., 2003 г.

См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - 2003 г.; Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». - «Юрайт - М», 2002 г.

Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (пункт 6 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Пункт 8 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» специально предусматривает, что бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.


Самое обсуждаемое
Драйверы для ноутбука Lenovo G570 Комплект полезных программ для ноутбука Lenovo IdeaPad G570 Драйверы для ноутбука Lenovo G570 Комплект полезных программ для ноутбука Lenovo IdeaPad G570
Скачивание драйверов для ноутбука Lenovo G570 Скачивание драйверов для ноутбука Lenovo G570
Ошибка Windows Installer при установке itunes: что делать Ошибка Windows Installer при установке itunes: что делать


top